«ХАРЬКОВСКАЯ ВЕСНА».
Традиционный конкурс исполнителей современных бальных танцев.


Много людей в разные годы принимали участие в этом, одном из самых первых и грандиознейших культурно-спортивных танцевальных событий нашей страны. Но безусловным основателем и лидером всего бального танцевального движения в городе Харькове можно по праву назвать Изабеллу Васильевну Назарову. Кому как не ей предоставляем первой слово вспомнить, как это было.

Назарова Изабелла Васильевна:- Это был 1965 год. Я тогда работала в харьковской школе № 33 пионерской вожатой. Сейчас в школах нет такой должности, но приближенно можно определить ее как культорганизатор. Физкультуру в этой школе вела Лидия Владиславовна Киреева. Нам хотелось разнообразить уроки физкультуры и мы придумывали различные музыкально-ритмические упражнения со школьниками, танцевальные занятия. Мы были молоды, увлечены своей работой с детьми и конечно же искали все новое и прогрессивное, что могло бы нам помочь совершенствоваться в танце. По городу были развешены объявления о наборе на курсы бальных танцев при Доме художественной самодеятельности, и мы с Лидией Владиславовной решили пойти на эти курсы. Занятия были платные. Я снимала тогда квартиру, училась заочно, свободного времени практически не было, да и учительской зарплаты на многое не хватало, но интерес был настолько велик, что я с удовольствием начала посещать занятия и увлеклась бальными танцами на многие годы.
Обучение танцам проводил Владимир Игнатьевич Прохоров. Это был незаурядный человек. Мы его просто обожали. На заре жизни судьба забросила его за границу: родом из России он попал юнгой на корабле во Францию еще до революции 1917 г. В советскую Россию не вернулся. Там проявил себя, прежде всего, как талантливый спортсмен – теннисист, а также получил образование тренера. Параллельно занимался бальными танцами, женился на партнерше – француженке, и достигли они в конкурсных бальных танцах больших результатов. Владимир Игнатьевич показывал свои дипломы, свидетельствовавшие о том, что они были призерами многих европейских чемпионатов в конце 30-х годов прошлого столетия. Владимир Игнатьевич был членом Парижской академии танца. После смерти жены П
рохоров добился возвращения на родину, это был возврат в страну Советский Союз с совершенно другой антагонистической западу идеологией, в том числе и в культуре. Владимира Игнатьевича определили на жительство в город Кострому. Это было в 1948 году. В Харьков Владимир Игнатьевич переехал в 1965 г. С этого года, можно сказать, благодаря подвижничеству Владимира Игнатьевича, харьковчане начали знакомиться с теми танцами, которые определили в Европе как Ballroom Dance. 

Мы изучали основы техники, характер и манеру отношений в танцевальной паре, музыку и правила выступления на конкурсах в танцах медленный вальс, танго, фокстрот, квикстеп и венский вальс. Латиноамериканскими бальными танцами мы занимались меньше. У Прохорова были зарубежные пластинки с прекрасными записями бальной музыки и обучающая литература на английском, французском и немецком языке, недоступная нам до его приезда. Надо сказать, это было время так называемой оттепели, всемирных фестивалей молодежи и студентов, поездок советских деятелей культуры за границу, и на бальные танцы руководители страны смотрели «сквозь пальцы». Это позже их определили как «тлетворное влияние запада»…

Нам очень нравились занятия с Владимиром Игнатьевичем. Лично меня они отвлекали от не очень легкой житейской правды 60-х, и все свободное время я посвящала танцам. Мне очень приятно было, что почти сразу после начала моих занятий Владимир Игнатьевич выбрал меня себе в помощники – ассистенты, и я имела возможность для большего общения с учителем, чем другие. Моим партнером тогда был Володя Хрестин.
В «Домике», - так называли ласково Дом художественной самодеятельности в Харькове, занималось довольно много людей разных профессий от рабочих до профессоров вузов. Постепенно сформировалась группа людей, которая посещала курсы от набора к набору 3-4 раза в неделю. Это были фанаты, которые ассистировали Прохорову, помогали новеньким, хотели все больших знаний и добивались в своем умении результатов, стали выступать на танцплощадках и в концертах. В последствии самые одержимые из нас организовали свои школы танца: Лидия Владиславовна Киреева, Изабелла Назарова, Любовь Ленивенко. Именно эти люди учили танцевать и дали путевку в жизнь практически всем современным педагогам и тренерам бального и спортивного танца современного Харькова.
О том, что в Харькове есть курсы бальных танцев, узнал руководитель кабинета эстетического и художественного воспитания института усовершенствования учителей. Он пришел к нам в «Домик» и пригласил выступить на празднике пионерской организации в спорткомплексе стадиона «Динамо». К тому времени мы уже кое-что умели и с радостью поддержали эту инициативу. Я танцевала с Владимиром Игнатьевичем венский вальс и танго. Наше выступление произвело впечатление не только на зрителей, но и на известных педагогов Харькова того времени. Среди них был Иван Никифорович Пытиков, директор 24-й школы. Иван Никифорович пригласил меня работать в его школе учителем по предмету ритмика и эстетическое воспитание. С тех пор 24-я школа на новых домах затанцевала вся: с первого по десятый класс. Это был 1967 год. Однако долго в школе я работать не смогла… Мне хотелось танцевать и работать в сфере культуры, преподавать, делать праздники, организовывать концерты.
Прохоров мало уделял внимания латиноамериканским танцам, а мне хотелось побольше узнать и об этих зажигательных ритмах и движениях. Поучиться латиноамериканским танцам мне порекомендовали съездить в Эстонию, Литву, что я и сделала. Там познакомилась с преподавателями и с их формой проведения занятий и конкурсов бального танца. Это мне помогло впоследствии организовать свой коллектив и начать подготовку к первому конкурсу. Через год работы в 24-й школе меня пригласил на разговор мой директор Иван Никифорович Пытиков и сообщил, что моей работой заинтересовалось городское руководство. 

Оказалось, что в Орджоникидзевском районе строится большой культурно-образовательный комплекс Дом пионеров и Дворец культуры Харьковского тракторного завода, и меня просят перейти туда на работу. Пытиков меня рекомендовал и ходатайствовал, чтобы мне выдали жилье и харьковскую прописку. Так и произошло. По тем временам, для меня это было большое достижение в жизни, которое окрылило на дальнейшее творчество и еще большее желание быть полезной в своей работе.
Я начала работать в доме пионеров, набрала среднюю и старшую возрастные группы. Через год уже были танцующие пары: Клюкин Александр, Козлитинова Вера и Семенов Владимир. Кравченко Наталья, Макаров Сергей и Задесенец Наталья. Интересно вспомнить, что тогда в средней возрастной группе начинала танцевать Раиса Галенко, ныне руководитель известного харьковского хореографического коллектива «Счастливое детство». В 1968 г. Макаров Сергей и Задесенец Наталья заняли 2-у место на Всеукраинском конкурсе бальных танцев среди школьников в старшей группе, проиграв паре Одуд Алексей и Рогатая Валентина из Запорожья. 
В 1969 г. в Харьков из Днепропетровска по распределению приехал молодой специалист Олег Невшупа. Во время учебы в институте Олег приобрел довольно неплохой опыт танцевания, туда с семинарами приезжал Владимир Павлов из Ленинграда, и мы с удовольствием приняли его в нашу харьковскую компанию. С Олегом я продолжала совершенствоваться в танцах, и мы преподавали, выстраивая уже постоянный танцевальный коллектив бального танца в Доме пионеров и Дворце культуры Харьковского тракторного завода. Мы выступали на концертах и танцевальных вечерах, на телевидении, набирались опыта и получали удовольствие от работы. 
К тому времени относится и зарождение детского коллектива бальных танцев Харьковского областного Дворца пионеров и школьников им. Постышева. Сначала мне предлагали организовать там коллектив, но работая на ХТЗ, я не могла оставить своих учеников, созданную уже к тому времени определенную базу, да и территориально мне было неудобно ездить в центр города. Я порекомендовала Любу Ленивенко, она также начинала изучать азы бального танца на курсах у Прохорова.

В 1970 г. наш коллектив, который назвали «Квітень», начал принимать участие в конкурсах бального танца. Это были поездки в Запорожье и Днепропетровск, первые знакомства с более опытными преподавателями, парами и с правилами организации конкурсов. Первыми конкурсными парами были Клюкин Александр - Козлитинова Вера, Семенов Владимир - Кравченко Наталья, Стовбун Сергей - Кащенко Тамара, Караченцев Валерий – Рывкина Людмила. Мы приезжали, и вдохновленные опытом и успехами, продолжали трудиться и совершенствовать мастерство.Во мне все кипело и рвалось на волю, хотелось и в Харькове провести большой праздник бального танца – конкурс.Спустя год, в апреле 1971 года наш коллектив «Квітень» провел первый в Харькове конкурс исполнителей бальных танцев среди взрослых. Конкурс назвали «Харьковская весна – 71». Но об этом – в следующем материале…


 

Интервью записал Александр Журавлев
Фото из архива Назаровой И. В. и Ленивенко Л. И.